Новости

Тото Вольфф - самый успешный менеджер в Формуле-1

Формула-1 является одним из самых роскошных видов спорта на планете. Михаэль Шумахер и Льюис Хэмилтон заработали сотни миллионов долларов как автогонщики. Средний билет на Гран-при Майами в прошлом году был дороже, чем на Супербоул-2022, и нередко можно увидеть миллиардеров, потягивающих шампанское в паддоке (комплекс помещений, расположенных непосредственно на пит-лейн над гаражными боксами команд Формулы-1).

Но Тото Вольфф — один из немногих людей, которые действительно заработали миллиард долларов на Формуле-1.

Вольфф является руководителем команды Mercedes-AMG PETRONAS F1 Team. Он вырос как автогонщик, стал профессиональным инвестором и последние 15 лет доминирует в Формуле-1.

Вольфф руководил двумя разными командами Формулы-1: Williams и Mercedes. В настоящее время он управляет организацией с более чем 1000 сотрудниками и годовым доходом в 450 миллионов долларов. Его команды выиграли более 100 гонок, а Mercedes только что завершил самую доминирующий период в истории Формулы-1, выиграв 8 чемпионатов мира подряд.

И каков результат? По данным Forbes, Тото Вольфф официально является миллиардером, но самое интересное не в том, что он заработал миллиард долларов, а в том, как он это сделал.

Вольфф является совладельцем гоночной команды Mercedes. Он получил значительную скидку при заключении контракта на работу десять лет назад, а его доля в уставном капитале превратила его из успешного инвестора в одного из самых влиятельных людей в истории Формулы-1.
Mercedes-Benz имеет долгую (и сложную) историю в автоспорте. Немецкий производитель автомобилей класса люкс принимал участие в гонках Гран-при с момента своего основания в начале 1900-х годов. Затем они начали участвовать в гонках чемпионата Европы в 1930-х годах и даже выиграли два чемпионата пилотов Формулы-1 в 1954 и 1955 годах.

Был момент когда Mercedes полностью ушел из автоспорта после аварии на 24-часовой гонке в Ле-Мане в 1955 году. В результате столкновения в толпу полетели большие куски обломков, погибли 83 зрителя и водитель Mercedes Пьер Левег, еще 180 человек получили ранения.
«Мерседес Левега был подброшен в воздух и вылетел с трассы. Он столкнулся с насыпью и распался», - объяснил Бенджи Гудхарт в GQ. «Самого Левега отбросило обратно на трассу, где он мгновенно скончался. Обломки, в том числе блок двигателя его автомобиля, полетели в толпу. Крышка его капота пронзала зрителей на протяжении 100 метров, обезглавливая всех на своем пути, как ужасная автомобильная гильотина. Задняя часть автомобиля загорелась, а магниевый сплав усилил пламя.»

Эта страшнейшая авария побудила Mercedes-Benz отказаться от автоспорта почти на 40 лет.

Затем Mercedes снова вернулся в гонки, поставляя двигатели таким командам Формулы-1, как Sauber, McLaren и Brawn GP, в конце 1990-х и начале 2000-х годов. И поскольку Формула-1 с каждым годом становилась все популярнее, легендарный бренд вернулся в спорт в 2010 году.
Mercedes приобрел команду Формулы-1 Brawn GP, но все пошло не так, как планировалось.
Несмотря на то, что недавно созданная команда Mercedes F1 потратила миллионы долларов на создание конкурентного автомобиля, с 2010 по 2012 год она не выиграла ни одной гонки. Фактически, команда откатилась назад, заняв четвертое место в турнирной таблице Формулы-1 в 2010 и 2011 годах, прежде чем опуститься еще ниже, на пятое место в 2012 году.

Так что им нужно было встряхнуться, и тут на помощь приходит Тото Вольфф.

Тото Вольфф — бывший автогонщик, который бросил Венский университет, чтобы основать фирму венчурного капитала. Он сделал несколько хороших инвестиций и даже основал публично торгуемую технологическую компанию. А позже он объединил свои знания в бизнесе и любовь к гонкам, чтобы приобрести 16% акций гоночной команды Williams Formula 1.

Затем Вольфф несколько лет проработал исполнительным директором команды Williams. Они значительно превзошли ожидания на трассе — в последний раз Williams выигрывала гонку на Гран-при Испании 2012 года под руководством Тото Вольффа и все обратили на это внимание.

«Мне позвонил один из членов правления [Mercedes]», — сказал Вольфф в интервью HBS в прошлом году. «Он попросил меня оценить, почему у них были проблемы с Mercedes. Я сказал ему, что не знаю ответа, но что, если они предоставят мне доступ, я выскажу им свое мнение. Когда я вернулся, чтобы доложить о своих выводах, я поделился с ними тем, что они никогда не доберутся туда с тем бюджетом, который у них был. Если у них было стремление стать командой номер один, им нужен был бюджет, соответствующий этому стремлению».
Поэтому, Mercedes решили пойти ва-банк. Они сказали Тото Вольффу, что готовы вложить все, что потребуется, чтобы стать топ-командой Формулы-1, но что еще более важно, они спросили Вольффа, хочет ли он руководить всей организацией.

«Я сказал им, что для меня большая честь и на самом деле я поражен, что меня пригласили, но я чувствую, что мое будущее связано с командой Williams, где у меня есть доля собственности», — сказал Вольфф в интервью HBS.

Конечно, Мерседес не приняла отказ в качестве ответа. Они думали, что у Тото Вольффа есть все необходимое для того, чтобы стать успешным руководителем команды, поэтому они подсластили сделку, предложив ему 30% акций Mercedes F1 Team за, по слухам, 30 миллионов долларов.

Это представляло собой значительную скидку по сравнению с 176 миллионами долларов, которые Mercedes заплатил за команду Brawn GP F1 team всего несколькими годами ранее, поэтому Тото принял предложение и приступил к работе.
Тото Вольфф внес значительное количество изменений после своего прихода в Mercedes.

Например, он сразу же начал сотрудничать со спонсорской и маркетинговой командой Mercedes, чтобы повысить приоритет Формулы-1 как маркетингового инструмента по сравнению с другими категориями, такими как мода и гольф. Он создал программу для молодых пилотов, чтобы развивать таланты Формулы-1 на будущее, и внедрил набор правил, которые кардинально изменили культуру внутри команды.

«В первый раз, когда я зашел в уборную [в зоне hospitality во время гонки], там было грязно, и я подумал: «Этого не может быть. Это наш дом на гоночный уик-энд, куда наши спонсоры приезжают со своими семьями», — сказал Вольфф в интервью Гарвардской школе бизнеса в прошлом году.

«Итак, мы наняли менеджера по гигиене на полный рабочий день, Мигеля, который сейчас путешествует с нами. Я физически показал ему, как я хочу, чтобы он чистил унитаз, как ставить щетку на место, как вытирать пол, как ставить бутылки с мылом лицевой стороной вперед, как дезинфицировать ручку и так далее. И я рассказал ему, каким я хотел бы видеть его расписание на неделю, и как по насыщенным воскресеньям ему необходимо находиться напротив входа в уборную и следить за тем, чтобы она была безупречно чистой после каждого гостя»

Это скрупулезное внимание к деталям передалось остальным сотрудникам организации, от водителей и инженеров до отдела маркетинга и гостиничного персонала, но ничто не было более важным, чем изменение регламента FIA в 2014 году.

Для тех, кто еще не знает, FIA является руководящим органом Формулы-1 и обязала все команды Формулы-1 изменить тип двигателя, который они использовали в сезоне 2014.

В итоге Mercedes построил значительно лучший силовой агрегат, чем другие команды, положив начало почти десятилетнему доминированию в чемпионатах.

Команда Mercedes F1 выиграла 8 чемпионатов мира подряд с 2014 по 2021 год, включая 7 чемпионатов с Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом. Mercedes также выиграли примерно 70% всех гонок, в которых они участвовали, и этот 8-летний отрезок многие считают самым доминантным за всю историю Формулы-1.

Этот успех на трассе привел к финансовому успеху и за ее пределами.
Штат команды Mercedes F1 увеличился с 650 сотрудников в 2013 году до более чем 1000 сотрудников на сегодняшний день. Сейчас их годовой доход составляет более 450 миллионов долларов, по сравнению со 196 миллионами долларов в 2013 году, а введение предельных затрат помогло Mercedes увеличить свою прибыль с 15 миллионов долларов в 2020 году до 75 миллионов долларов сегодня.
Команда Mercedes также получала около 25% всего телевизионного времени в течение сезонов, когда выигрывала чемпионаты, что помогло бренду Mercedes вырасти в цене на 75% с 2013 года.

Межбрендовый рейтинг Mercedes (2013-2022)

2013 год: 32 миллиарда долларов
2014 год: 34 миллиарда долларов
2015 год: 37 миллиардов долларов
2016: 44 миллиарда долларов
2017: 48 миллиардов долларов
2018: 49 миллиардов долларов
2019 год: 51 миллиард долларов
2020 год: 49 миллиардов долларов
2021 год: 50 миллиардов долларов
2022 год: 56 миллиардов долларов

И когда вы объединяете такой уровень успеха команды с общим ростом Формулы-1 как вида спорта и организации, финансовые результаты только растут.

Liberty Media приобрела Formula 1 за 4,4 миллиарда долларов в 2016 году, и сейчас рыночная капитализация публично торгуемой компании составляет 16 миллиардов долларов. Формула-1 также принесла рекордные 2,6 миллиарда долларов дохода в прошлом году и распределила рекордные 1,2 миллиарда долларов выплат командам Формулы-1. А зрительская аудитория в Соединенных Штатах удвоилась за последние 6-7 лет.

Средняя аудитория зрителей F1 в США (2017-2022), человек:

2017: 538,000
2018: 554,000
2019: 671,000

2020: 609,000
2021: 949,000
2022: 1,210,000

Это резко повысило ценность всех команд Формулы-1 и никто не выиграл от этого больше, чем Тото Вольфф.
Команда Mercedes F1 team теперь в равной степени принадлежит трем сторонам: Тото Вольффу (33%), материнской компании Mercedes Daimler AG (33%) и химической компании INEOS (33%).

В последний раз Forbes оценивал организацию выше 1 миллиарда долларов в 2019 году, но сегодня команда, вероятно, стоит около 1,5 миллиардов долларов. Это на 750% больше, чем 176 миллионов долларов, которые Mercedes заплатил за команду в 2010 году, и это означает, что доля Вольффа составляет ~ 500 миллионов долларов.

И если добавить к этому тот факт, что у него годовая зарплата в 25 миллионов долларов и несколько других инвестиций — Вольфф является совладельцем компании по работе с пилотами и владеет миноритарным пакетом акций Aston Martin, — легко понять, почему Тото Вольфф быстро стал одним из самых влиятельных людей в мире. Формула 1.

*источник текста и некоторых фото : huddleup.substack.com